8(499)340-50-30
Москва, Зеленоград, улица Заводская, д. 16А
Ежедневно с 10:00 до 20:00
Признание права собственности на земельный участок

Признание права собственности на земельный участок

Особую актуальность в настоящий период представляет решение вопросов, связанных с переоформлением прав граждан на земельные участки, предоставлением гражданам земельных участков в порядке бесплатной приватизации. Очевидно, что законодатель преследует цель узаконить все объекты недвижимого имущества (в частности, земельные участки), которые граждане начали использовать задолго до вступления в силу Земельного кодекса РСФСР 1991 г., Земельного кодекса РФ 2001 г. Нельзя не согласиться с тем, что последние глобальные изменения, внесенные в гражданское и земельное законодательство, действительно направлены на упрощение оформления прав граждан на указанные объекты недвижимого имущества. Однако судебная практика свидетельствует о наличии нерешенных проблем в гражданско-правовых отношениях по приобретению земельных участков гражданами в порядке бесплатной приватизации.

Из-за нерешенных проблем в процессе бесплатной приватизации земельных участков из земель населенных пунктов возникают споры между гражданами и органами местного самоуправления в связи с отказами в предоставлении таких земельных участков.

Как показало изучение дел данной категории, подобные споры возникают в основном на стадии принятия соответствующего решения местной администрацией в соответствии с нормой п. 4 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 36 (ранее - п. 5 ст. 20) Земельного кодекса РФ.

Полагаем, что право собственности на земельный участок традиционно защищается с помощью специальных (вещных) средств защиты: виндикационный иск, негаторный иск и иск о признании права собственности. Признание права собственности гражданина на земельный участок из земель населенных пунктов является самостоятельным способом защиты права собственности на земельный участок данной категории в случае отказа органа местного самоуправления в его предоставлении (переоформлении) в порядке бесплатной приватизации. Средством в таком способе защиты права собственности является иск гражданина о признании права собственности на земельный участок. Остановимся детально на специфике данного иска, включая его составляющие: предмет, объект, субъекты (истец и ответчик), цель, условия предъявления и др.

Итак, типичная ситуация, когда гражданин-пользователь земельного участка из земель населенного пункта, имеющий право бесплатно его приватизировать, получает отказ органа местного самоуправления в его приватизации (предоставлении, переоформлении) в силу различных причин (территориальное зонирование населенного пункта, жилой дом приобретен позже 1 июля 1990 г., нет совместного обращения всех сособственников жилого дома по оформлению неделимого земельного участка и др.). Указанный субъект обращается в суд с иском о признании права собственности на данный земельный участок.

Предметом иска является констатация принадлежности гражданину права собственности на земельный участок, так как он имеет право на бесплатное приобретение его в собственность в силу закона. То есть право собственности объективно существует, но не оформлено. При этом истец не требует от ответчика совершить какие-либо действия. Объектом иска о признании права собственности на земельный участок является сам земельный участок - вещь индивидуально-определенная в силу своих специфических признаков (площадь, границы, кадастровый номер и другие юридические характеристики), поскольку требование истца связано с конкретным земельным участком.

Основаниями иска о признании права собственности на земельный участок являются обстоятельства, подтверждающие наличие права у гражданина на данный земельный участок. В нашем случае это будут обстоятельства, связанные с наличием права собственности на жилой дом, приобретенный гражданином до 1 июля 1990 г., от которого зависит возникновение права собственности на данный земельный участок; право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком, подлежащее переоформлению бесплатно в собственность. Указанные обстоятельства подтверждают право собственности гражданина на земельный участок.

Основанием для заявления гражданином требования о признании права собственности на земельный участок является прежде всего неопределенный статус земельного участка. С одной стороны, этот участок формально находится в муниципальной собственности на землях населенного пункта, а с другой - это будущий объект права частной собственности гражданина, поскольку он имеет право на его бесплатное приобретение в собственность в силу закона (ст. 36 ЗК РФ, п. 4 ст. 3 ФЗ о введении в действие ЗК РФ, ст. 25.2 ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество). Во-вторых, у истца-гражданина должен быть правовой интерес по отношению к этому земельному участку. И это естественно, поскольку гражданин-пользователь земельного участка без надлежащего оформления своего права собственности на него не имеет возможности полноценно использовать правомочия собственника, главным образом, правомочие распоряжения земельным участком. В-третьих, поводом для заявления такого требования гражданином будет полученный отказ органа местного самоуправления в предоставлении (переоформлении) земельного участка, т.е. данный орган не признает и отрицает право гражданина на бесплатную приватизацию земельного участка. Таким образом, налицо спор о праве на земельный участок. Однако, получив подобный отказ, гражданин вправе его обжаловать в суд, но в этом случае имеет место не спор о праве гражданина на земельный участок, а нарушение органом местного самоуправления полномочий в сфере управления в виде нарушения нормативных правовых актов, регламентирующих предоставление бесплатно в собственность гражданам земельных участков из земель населенных пунктов, нарушение права гражданина на бесплатную приватизацию земельного участка.

Однако условие о наличии спора о праве может и не относиться к искам о признании права в чистом виде, так как по общему правилу признание права подразумевает констатацию наличия права у истца (предмет иска - констатация факта принадлежности истцу права собственности, т.е. истец - собственник). Но учитывая, что граждане - пользователи земельных участков, получая отказы в предоставлении (переоформлении) в порядке бесплатной приватизации таких земельных участков, обращаются в суд с исками о признании права собственности на них, как раз имеется спор о праве. Вместе с тем суд констатирует принадлежность права собственности гражданину на земельный участок, при том, что орган местного самоуправления пассивно отрицает наличие этого права и наличие права на бесплатное приобретение его в собственность.

Кроме того, условием предъявления иска о признании права собственности на земельный участок является то, что не должно существовать договорных (обязательственных) отношений между истцом и ответчиком, потому как при их наличии имеют место иные способы защиты нарушенных или оспариваемых прав.

Цель иска о признании права собственности на земельный участок из земель населенных пунктов - констатация принадлежности права собственности гражданину, т.е. гражданин преследует цель юридической формализации своего права собственности на земельный участок. По иску о признании права собственности на земельный участок гражданин в юридическом смысле еще не является его собственником.

Что касается субъектов по иску о признании права собственности на земельный участок из муниципальных земель населенных пунктов, то истец - это:

1) гражданин - пользователь земельного участка и собственник строения (индивидуального жилого дома) в одном лице, фактическое владение и пользование земельным участком которого основано на факте, либо 2) гражданин - владелец земельного участка на правах постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения.

Указанные права на земельные участки подлежат переоформлению бесплатно в собственность. Это титульные владельцы земельных участков. При подаче исковых заявлений гражданами о признании права собственности на земельные участки из земель населенных пунктов трудностей в определении ответчиков не возникает. Муниципальное образование в лице органа местного самоуправления всегда выступает в данном качестве, поскольку до признания права собственности гражданина на данный земельный участок он формально находится в муниципальной собственности, полномочиями по распоряжению данным недвижимым имуществом наделены указанные органы. Кроме того, ответчиком выступает указанный орган, так как он не признает право собственности гражданина, отказывает в предоставлении гражданину земельного участка, подлежащего бесплатной передаче ему в собственность.

Таким образом, ответчиком по иску о признании права собственности на земельный участок из земель населенных пунктов является только орган местного самоуправления, поскольку в рассматриваемых нами случаях имеет место отказ данного органа в предоставлении (переоформлении) земельного участка и спор о праве гражданина на испрашиваемый земельный участок.

В судебной практике встречаются иски о признании права собственности на земельный участок, сочетаемые с требованием понудить учреждение юстиции осуществить регистрацию права собственности на этот земельный участок. Полагаем, что нет смысла в предъявлении подобного дополнительного требования к органу, осуществляющему государственную регистрацию права на объект недвижимого имущества, ведь указанный орган не нарушал прав истца на регистрацию его права, и, кроме того, судебное решение о признании права гражданина на земельный участок и так будет являться основанием для его государственной регистрации (ст. 8 ГК РФ, ст. 59 ЗК РФ).

При отказе органа местного самоуправления в предоставлении (переоформлении) бесплатно в собственность гражданину земельного участка из земель населенного пункта, на наш взгляд, имеет место конкуренция таких способов защиты права собственности гражданина на земельный участок, как предъявление иска о признании на него права собственности и подача заявления о признании полученного отказа незаконным. В обоих случаях имеет место отказ органа местного самоуправления в предоставлении (переоформлении) земельного участка, однако, как мы уже отметили, в первом случае имеется спор о праве, во втором случае имеет место: 1) нарушение органом закона либо совершение действия (отказ в предоставлении земельного участка), не соответствующего закону; 2) нарушение органом права гражданина. Точнее сказать, гражданин должен указать нормативные правовые акты, регулирующие отношения по бесплатной приватизации земельных участков (по бесплатной передаче в собственность), - ЗК РФ, ФЗ о введении в действие ЗК РФ, местные (региональные) нормативные правовые акты, которым не соответствует действие органа, и какие права орган нарушил (в данном случае нарушается право гражданина на бесплатное приобретение права собственности на земельный участок, т.е. право на бесплатную приватизацию). Кроме того, при удовлетворении иска о признании права собственности на земельный участок решение суда устраняет сомнения в принадлежности гражданину права собственности на земельный участок и является основанием для государственной регистрации права собственности на него, а при удовлетворении заявления гражданина о признании отказа органа местного самоуправления незаконным суд признает право гражданина на приватизацию земельного участка, что влечет за собой повторное обращение гражданина в данный орган за оформлением права на земельный участок.

Таким образом, в последнем случае решением суда высказывается позиция о наличии права на бесплатную приватизацию земельного участка, а не о наличии права собственности на него. По процессуальной форме в соответствии с ГПК РФ предъявление указанных требований при признании права собственности средством защиты является иском (исковое производство), а при обжаловании отказа органа - заявлением (производство, вытекающее из публичных правоотношений). В названных способах защиты - разные сроки обращения гражданина в суд за защитой своих прав на земельный участок и сроки рассмотрения заявленных требований.