8(499)340-50-30
Москва, Зеленоград, улица Заводская, д. 16А
Ежедневно с 10:00 до 20:00
Защита жилищных прав. Контроль за их соблюдением в Москве

Защита жилищных прав. Контроль за их соблюдением в Москве

Жилищный кодекс РФ устанавливает особенности компетенции в области жилищных отношений в отношении двух субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 ЖК РФ установлено, что в Москве и Санкт-Петербурге указанные в ч. 1 настоящей статьи полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений осуществляются органами государственной власти федерального значения, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации.

Таким образом, указанные субъекты РФ имеют право принимать специальные законы, в соответствии с которыми часть полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных ч. 1 ст. 14 Кодекса, будет находиться в ведении органов государственной власти субъекта, а другая передана муниципальным образованиям внутри города.

Разграничение полномочий может быть зафиксировано как в базовом нормативно-правовом акте, так и посредством фиксации круга полномочий муниципальных образований с указанием на то, что все иные вопросы в пределах компетенции подлежат урегулированию нормативно-правовыми актами Москвы и Санкт-Петербурга.

Основным нормативно-правовым актом, определяющим компетенцию органов государственной власти в сфере управления жилищным фондом г. Москвы является Закон г. Москвы, от 14 июня 2006 г. "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".

Ст. 5 указанного Закона определяет компетенцию и полномочия органов исполнительной власти г. Москвы по обеспечению права жителей г. Москвы на жилые помещения. Так, органы исполнительной власти в соответствии с ч. 1 данной статьи имеют право осуществлять:

  • признание жителей г. Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда г. Москвы;
  • признание жителей г. Москвы нуждающимися в жилых помещениях;
  • определение порядка ведения документов жилищного учета;
  • ведение жилищного учета жителей г. Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и нуждающимися в жилых помещениях;
  • определение порядка предоставления жилых помещений из жилищного фонда г. Москвы по различным видам договоров;
  • определение порядка приобретения в собственность жилых помещений с помощью г. Москвы;
  • утверждение городских и на их основе окружных жилищных программ и распределение жилых помещений из жилищного фонда г. Москвы, а также разработку проектов городских целевых программ;
  • формирование жилищных комиссий для рассмотрения жилищных вопросов.

В рамках реализации предоставленных полномочий органы исполнительной власти г. Москвы в соответствии с ч. 2 ст. 5 вправе принимать решения по вопросам о:

  • признании жителей г. Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда г. Москвы;
  • признании жителей г. Москвы нуждающимися в жилых помещениях;
  • принятии жителей г. Москвы на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
  • снятии жителей г. Москвы с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • предоставлении в установленном порядке жителям г. Москвы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилых помещений из жилищного фонда г. Москвы;
  • предоставлении в установленном порядке жителям г. Москвы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилых помещений из жилищного фонда г. Москвы и безвозмездных субсидий для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений в целях приобретения их в собственность;
  • предоставлении в установленном порядке жителям г. Москвы, не состоящим на жилищном учете, иным гражданам жилых помещений на возмездной основе.

Кроме того, в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 5 рассматриваемого Закона органы исполнительной власти Москвы имеют право принимать решения по иным вопросам, отнесенным федеральным законодательством и законодательством г. Москвы к их компетенции.

Обратимся к характеристике правового статуса Правительства г. Москвы как органа общей компетенции, действующего на уровне субъекта РФ. Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими правовое положение высшего исполнительного органа власти столицы, являются Закон РФ от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы РФ" (ред. от 26.06.2007 N 118 - ФЗ), Закон Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" (ред. от 15.02.2006) (далее - Устав) и Закон г. Москвы N 65 от 20.12.06 "О Правительстве Москвы".

Статус Правительства г. Москвы как высшего постоянно действующего коллегиального органа исполнительной власти г. Москвы, обладающего общей компетенцией и обеспечивающего согласованную деятельность других органов исполнительной власти, законодательно закреплен в ч. 1 ст. 44 Устава.


В соответствии с ч. 1 ст. 9 Устава Правительство г. Москвы наделено нормотворческой компетенцией. Нормативно-правовые акты Правительства г. Москвы подлежат опубликованию в официальных изданиях Московской городской думы и органов исполнительной власти столицы. Ч. 1 ст. 48 Устава к числу правовых актов органов исполнительной власти г. Москвы относит распоряжения и постановления Правительства Москвы. Правовое определение основных актов высшего исполнительного органа власти изложено в ч. 1 ст. 19 Закона о Правительстве Москвы. Постановления носят нормативный характер, то есть рассчитаны на заранее не определенный круг лиц и применяются многократно.


Так, Постановлением Правительства Москвы от 6 июня 2006 года N 362-ПП "О мерах по реализации Закона г. Москвы "О порядке признания жителей г. Москвы малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" были утверждены:

  • методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, учитываемых при признании жителей г. Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
  • перечень видов доходов для определения имущественной обеспеченности жителей г. Москвы при признании их малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
  • форма заявления о признании жителей г. Москвы малоимущими;
  • перечень документов, представляемых для признания жителей г. Москвы малоимущими в целях постановки их на учет как нуждающихся в жилых помещениях (Постановление Правительства Москвы от 6 июня 2006 года N 362-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" // Вестник мэра и Правительства Москвы. 21.06.2006. N 35).


Постановления Правительства Москвы могут носить персонифицированный характер и быть адресованы конкретному субъекту, например, отраслевому органу исполнительной власти, входящему в его структуру.

В соответствии с п. 7.1 Постановления Правительства Москвы от 19 июня 2007 г. N 468-ПП "Об итогах выполнения городских жилищных программ в 2006 году и о городских жилищных программах на 2007 - 2008 годы" Департаменту жилищной политики и жилищного фонда Москвы было поручено обеспечить в 2007 - 2008 гг. целевое использование не менее 4818 тыс. кв. м площади, поступающей из разных источников для выполнения городских жилищных программ, а также вводимой в эксплуатацию согласно п. 4 Постановления Правительства Москвы от 31 октября 2006 г. N 857-ПП

"Об итогах работы Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции г. Москвы в первом полугодии 2006 года, о задачах по выполнению программы 2006 года в целом и мерах по экономии бюджетных средств в строительстве", и 218,3 тыс. кв. м площади, освобождающейся в 2007 - 2008 гг. за выбытием граждан.

Распоряжения - это нормативные акты, которые издаются по оперативным и другим текущим вопросам и не носят нормативного характера. С целью реализации Закона г. Москвы от 25 января 2006 г. N 7 "О порядке признания жителей г. Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" было издано распоряжение от 5 мая 2006 года N 744-РП "Об уполномоченном органе, осуществляющем признание жителей г. Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях". В соответствии с положениями данного нормативного акта департамент социальной защиты населения г. Москвы был наделен полномочиями по осуществлению признания жителей г. Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Ст. 3 Закона о Правительстве Москвы определяет структуру системы органов исполнительной власти г. Москвы, подведомственных Правительству Москвы. Ее элементами являются: департаменты, комитеты, главные управления, управления и инспекции (ч. 2 указанной статьи).

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона о Правительстве Москвы департаментом является отраслевой или функциональный орган исполнительной власти г. Москвы, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в приоритетных для г. Москвы областях деятельности.


Постановлением Правительства Москвы от 26 сентября 2006 года N 737-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы" (ред. от 24.04.2007) (далее - Положение о Департаменте) определен правовой статус указанного отраслевого органа исполнительной власти г. Москвы, подведомственного Правительству Москвы, образованного в целях проведения единой жилищной политики в г. Москве (п. 1.1 указанного Положения о Департаменте).

Раздел N 2 (пункты 2.1 - 2.47) Положения о Департаменте формулирует основные задачи и функции исполнительного органа власти, к которым относятся:

  • разработка и реализация единой жилищной политики в Москве, направленной на реализацию конституционного права жителей г. Москвы на предоставление бесплатно либо за доступную плату благоустроенных жилых помещений (домов), а также на обеспечение гарантий и защиту законных интересов лиц, участвующих в гражданских правоотношениях в жилищной сфере;
  • изучение, систематизация и внедрение результатов деятельности научных и других организаций в области жилищной политики. Анализ жилищных проблем, условий проживания и уровня обеспеченности жильем жителей Москвы. Организация и участие в проведении демографических и социологических исследований жилищной ситуации в городе;
  • проведение анализа структурных, количественных и качественных показателей жилищного фонда с целью повышения эффективности использования государственного и муниципального жилищного фонда. Планирование, прогнозирование и участие в выполнении городских, социальных и экономических программ развития города и административных округов с учетом объемов и пропорций жилищного строительства;
  • выполнение функций заказчика-инвестора на строительство жилья, направленного на выполнение общегородских жилищных программ, финансируемых из городских источников, а также из внебюджетных источников (ипотека, облигации жилищного займа и др.);
  • организация работы по привлечению внебюджетных источников, кредитных ресурсов и инвестиций для реализации жилищных программ;
  • управление бюджетными ресурсами, выделяемыми на реализацию городских жилищных программ, в том числе в виде безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, а также привлеченными внебюджетными ресурсами (ипотека, облигации жилищного займа и др.), направляемыми на реализацию жилищной политики;
  • анализ расходов на строительство жилых помещений муниципального жилищного фонда и подготовка предложений по снижению стоимости строительства жилья;
  • инвестирование работ по реконструкции жилых помещений пятиэтажного, ветхого и аварийного фондов;
  • участие в разработке и экономическом обосновании структуры и размещения жилищного строительства в городе;
  • процессуальное оформление актов о правах г. Москвы на построенные (созданные) жилые помещения (жилые дома);
  • принятие решений по вопросам вселения граждан в жилые помещения, находящиеся в собственности г. Москвы, а также согласование с иными собственниками вопросов по определению порядка пользования в коммунальных квартирах, в которых имеются жилые помещения, принадлежащие г. Москве на праве собственности;
  • организация управления многоквартирными домами, разработка и совершенствование примерных форм документов и договоров;
  • работа в комиссиях по приемке в эксплуатацию законченных строительством жилых домов, возведенных за счет бюджетных средств г. Москвы по государственному заказу Москвы и переданных городу в качестве доли по инвестиционному договору (контракту).

На Департамент возложены контрольные функции по соблюдению жилищного законодательства,содержанием которых в соответствии с п. 2.30 Положения является:

  • принятие граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях или снятие с учета;
  • предоставление жилых помещений, приватизация, обмен, вселение в жилые помещения, находящиеся в собственности г. Москвы;
  • выполнение городских жилищных и федеральных программ по обеспечению жилыми помещениями различных категорий граждан в пределах средств, выделяемых на эти цели федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ, а также социальных задач.


В соответствии с п. 5.2 Положения о Департаменте его руководитель имеет право издавать в пределах своей компетенции распоряжения по вопросам деятельности данного отраслевого органа власти. Иных положений, наделяющих департамент правотворческими полномочиями, рассматриваемый нормативно-правовой акт не содержит.

Распоряжения руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы носят нормативно-правовой характер, так как устанавливают определенный порядок совершения действий сотрудников департамента, рассчитанный на многократное применение и обеспечивающий решение управленческих задач в пределах компетенции отраслевого органа управления. По своей правовой сущности распоряжения департамента - это подзаконные нормативно-правовые акты, так как издаются исполнительным органом власти с целью детализации положений законов, обладающих высшей юридической силой и издаваемых нормотворческими субъектами в лице Городской думы Москвы, Правительства г. Москвы.

Так, 05 июня 2007 г. было издано распоряжение N 704 "Об утверждении Положения по оформлению временного проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в собственности г. Москвы", которым установлен соответствующий порядок по оформлению данной категории лиц в жилых помещениях, принадлежащих Москве (Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы N 869 "О порядке подтверждения сведений о наличии у граждан права на жилищные льготы по состоянию здоровья") 22 августа 2007 г. было издано распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы N 869 "О порядке подтверждения сведений о наличии у граждан права на жилищные льготы по состоянию здоровья", в котором в соответствии с п. 1.1 был определен порядок подтверждения сведений о наличии у граждан права на жилищные льготы и установления новых льгот по состоянию.

Следует отметить, что нормативные акты Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы не только устанавливают определенную последовательность совершения действий субъектов регулируемых отношений, но и наделяют определенной компетенцией соответствующие структуры.

Так, 9 января 2007 г. Департаментом во исполнение Постановления Правительства Москвы от 13 декабря 2005 г. N 994-П "О втором этапе Московской программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2006 - 2008 гг." было издано распоряжение N 20 "О мерах по обеспечению выполнения молодыми семьями обязательств, предусмотренных условиями участия в московской программе "Молодой семье - доступное жилье". В соответствии с п. 3 данного распоряжения государственное унитарное предприятие города Москвы "Московский городской центр арендного жилья" совместно с управлениями Департамента в административных округах получили право инициировать выселение неплательщиков из занимаемых жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, и принимать меры к погашению молодыми семьями имеющейся у них задолженности по договорам найма жилых помещений, купли-продажи с рассрочкой платежа, по оплате услуг по содержанию и ремонту жилого помещения, а также коммунальных услуг.


Специфическим правовым статусом обладает жилищная инспекция г. Москвы (Мосжилинспекция), на которую в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 08.02.2005 N 73-ПП "О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах на территории г. Москвы" (ред. от 25.09.2007) возложены функции по согласованию переустройства или перепланировки, которая также осуществляет:

  • разрешение переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в жилых домах, являющихся собственностью г. Москвы;
  • надзор за соблюдением установленных правил производства ремонтно-строительных работ по переустройству и (или) перепланировке жилых помещений в жилых домах;
  • организацию приемки завершенного переустройства и (или) перепланировки помещений в жилых домах с оформлением соответствующих актов;
  • согласование ранее выполненных самовольно переустройств и (или) перепланировок жилых и нежилых помещений в жилых домах, если они не нарушают права и законные интересы граждан либо не создают угрозу их жизни и здоровью.

 

Указанная правовая специфика обусловлена вышеизложенным положением ч. 2 ст. 14 ЖК РФ, которая предоставляет право осуществления в г. Москве полномочий органов местного самоуправления в области жилищных отношений (в данном случае согласование переустройства и перепланировки) органам государственной власти субъектов РФ.

Таким образом, проанализировав правовой статус органов государственной власти Москвы в сфере управления жилищным фондом, можно сделать вывод, что Москва как субъект РФ наделена полномочиями по административно-правовому регулированию жилищных правоотношений, в том числе возникающих по поводу управления жилищным фондом. Наличие собственного правового регулирования вытекает из конституционного положения, предусмотренного п. "к" ч. 1 ст. 72, в соответствии с которым жилищное законодательство является предметом совместного ведения РФ и ее субъектов.

Правовые особенности статуса Москвы как субъекта РФ в сфере административно-правовой регламентации в различных сегментах управления жилищным фондом - принятии решений, координации, контроле вытекают из положений ч. 2 ст. 14 ЖК РФ, наделяющей органы государственной власти городов федерального значения правом осуществлять полномочия органов местного самоуправления в жилищной сфере.

Правительство Москвы является высшим органом исполнительной власти специальной компетенции, осуществляющим текущее управление различными сферами общественной жизни столицы, в том числе жилищным фондом. Нормотворческая компетенция Правительства Москвы осуществляется в соответствии с принципом разграничения полномочий между субъектами РФ - основополагающим принципом федеративного государства.

Специфика правового статуса Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы как отраслевого органа исполнительной власти специальной компетенции заключается в том, что он воплощает в своей деятельности два управленческих направления. Первое состоит в осуществлении разработки единой жилищной политики в г. Москве, направленной на реализацию права жителей г. Москвы на благоустроенное жилище путем его бесплатного предоставления либо за доступную плату, а также на защиту законных интересов участников гражданских правоотношений в жилищной сфере. Данное направление деятельности Департамента можно обозначить как функцию стратегического управления.
Другое заключается в том, что Департамент осуществляет текущее (оперативное) управление жилищным фондом г. Москвы. Она состоит в том, что данный орган специальной компетенции участвует в реализации принятых управленческих решений, представляет интересы Москвы в государственных и судебных инстанциях, контролирует ход выполнения поставленных задач. Это направление деятельности Департамента можно обозначить как функцию оперативного управления.

Правотворческие функции Департамента выражаются в принятии распоряжений, которые имеют двойственный характер. С одной стороны, они имеют правоприменительный характер, то есть направлены на правовое урегулирование конкретного случая. Нормативный характер распоряжений Департамента выражается в установлении общих предписаний, рассчитанных на многократное воплощение.